Борьба за мир на Белорусском Полесье
Ни после июля 1944-го, ни после мая 1945-го полноценной спокойной жизни в наших краях не настало. Велась ожесточенная борьба, растянувшаяся на десятилетие. В ней нашлись свои герои и предатели, победители и откровенные головорезы.
На каких правах они хозяйничали?
Еще задолго до освобождения Беларуси спецслужбы знали о деятельности националистов разных мастей на Полесье. По организованности структур и численности всех превосходили сторонники «самостійної України»: бандеровцы, бульбовцы.
Что забыли они на белорусских землях? В ноябре 1917-го образовалась Украинская народная республика – сателлит Германской империи и Польши. В Киеве считали все Полесье своей территорией. Век марионеточной республики оказался недолгим. Через три года УНР прекратила свое существование, а ее правительство бежало в эмиграцию. Но претензии на Брест-Кобрин-Пинск с их стороны остались. В 1941-м оккупанты включили Пинщину в состав рейхскомиссариата «Украина» – это поднадзорное владение нацистской Германии. Формальных поводов хватило, чтобы Организация украинских националистов (ОУН) и ее военизированное крыло Украинская повстанческая армия (УПА) здесь «хозяйничали». Тяжелое время пытались использовать для создания мифической «великой Украины для украинцев».
После освобождения, по данным чекистов, на территории современных Брестской и Гомельской областей действовала широкая сеть ОУН-УПА. Общая численность оценивалась до 15 тысяч человек, но точные данные не известны. Далеко не все были идейными антикоммунистами – авантюристы, грабители, искатели лёгкой наживы. Порой враждовали сами между собой. Та же УПА была откровенным конкурентом польской Армии Краёвой. Тем не менее их объединяла общая цель – всячески мешать восстановлению мирной жизни. В методах не стеснялись…
Охота на советско-партийный актив
В августе 1944-го секретарь Пинского областного комитета КПБ Алексей Клещев направил секретную шифрограмму наркому внутренних дел БССР Сергею Бельченко: «В связи с усложнившейся обстановкой в Столинском, Давыд-Городокском и Логишинском районах прошу Вас не переводить в другую область полк внутренних войск НКВД, а оставить в Пинской области (в 1940-1954 годах существовала Пинская область. — Прим. авт.). Сообщите Ваше решение». Просьба о помощи центра была объективной необходимостью. На местах признавали, что пока не могут самостоятельно взять ситуацию под полный контроль. Националистические банды охотились за советско-партийным активом. По одиночке выслеживали и убивали милиционеров, военных. Это была их первоочередная задача.
С лета 1944-го по начало 1946-го – тяжёлый период. Основные силы ещё направлялись на фронт. Для ведения борьбы с организованными и хорошо вооружёнными группами предателей попросту не хватало ресурсов, прежде всего людских. Поэтому бандеровцы чувствовали себя безнаказанно. Вот лишь небольшая хроника того, что они вытворяли в тогдашней Пинской области летом-осенью 1944-го.
20 августа отряд националистов в количестве до 80 человек совершил налёт на деревню Ласицк. В результате взяли в плен председателя сельпо, предварительно ранив его в голову. Среди сельчан распространили листовки с призывом сопротивляется Советам.
26 августа бандиты приходили к депутату Хворосновского сельсовета. Требовали оружие, вывезли его на 3 км от дома, после чего отпустили, пригрозив смертью, если будет работать на советскую власть. В этот же день жестоко избит депутат сельсовета в деревне Малая Плотница. От него требовали прекратить сотрудничество с коммунистами.
27 августа между деревнями Доброславка – Лыще вооруженная группа напала на двух работников района. В ходе короткого боя убили инструктора райкома комсомола.
28 августа около деревни Теребень бандой убит участковый инспектор НКВД по Бобриковскому сельсовету.
3 сентября в Федорах бандеровцы убили председателя сельсовета, изувечив его до неузнаваемости бросили в канаву у дороги.
30 октября в Ивановском районе похитили руководителей шлюза №3: начальника, главного инженера и главного механика. Их жизнь оборвалась трагически. После продолжительных пыток были убиты.
28 ноября бандитские группы в Плотницком и Дубойском сельсоветах Столинского района убили 6 человек из районного актива и избили шомполами 15 человек сельских активистов.
30 ноября националисты напали на работников Невельского сельсовета. В результате бандеровцы убили председателя, секретаря сельсовета и уполномоченного райисполкома. Троих заволокли в здание сельсовета, где задушили проволокой, били в грудь штыками. В этот же день в Логишинском районе бандиты убили трех председателей сельсоветов и 13 человек из актива района.
Распространители хаоса и смуты
Помимо ликвидации советско-партийных работников и правоохранителей, националистическое подполье имело ряд других задач. Это уничтожение инфраструктуры, дезорганизация колхозов, срыв мобилизации. Так, в адрес семей призывников шли угрозы, что при явке на пункты сбора их сыновья, братья или мужья будут убиты. Военнообязанных же пугали тем, что если пойдут в Красную армию, то их близких жестоко покарают. На некоторое время от этого был ощутимый эффект. «Имеются факты скрытия от мобилизации по району. На сборные пункты не явилось до 700 человек военнообязанных…», – из докладной секретаря Логишинского райкома КПБ в организационно-инструкторский отдел ЦК КПБ, 31 августа 1944-го.
Националисты подрывали мосты, железнодорожные пути и гидротехнические сооружения. Так, 29 ноября 1944 года в Ивановском районе напали на Перерубский шлюз Днепро-Бугского канала, разогнали рабочих и подожгли постройки.
Проводились акции по порче имущества. 27 ноября 1944-го боевики УПА полностью разгромили Дубойский сельсовет, сожгли все дела, поломали мебель, разбили окна, выбили рамы, также сожгли документы лесоучастка. В ночь с 7 на 8 декабря 1944-го бандиты появилась в деревне Перехрестье. Нанесли ущерб школе: разворотили мебель, уничтожили учебники и учебные пособия.
В массовом сознании бандеровцы старательно пытались сформировать о себе положительный образ. Зачастую во время налётов на деревню сгоняли сельчан на митинг, где заявляли: «мы не те, что грабим, а воюем за свою родную Украину… Людей мы не убиваем, мы идем против коммуны». Все лишь слова, а на деле не гнушались мучить крестьян. Так, 2 сентября 1944 года банда отобрала у жителей деревни Колодное вещи и продукты. 30 ноября 1944-го бандеровцы отняли у крестьян из Молодова 10 овец, полушубки и хлеб. 8 декабря 1944 года отряд УПА терроризировал деревню Кончицы. У граждан полностью изъяли хлеб, муку, скот и мужскую теплую одежду.
Англия и Америка нам помогут
Одна из первых удачных спецопераций пинских чекистов – выявление структуры ОУН-УПА, которая активно действовала в окрестностях города. В начале 1945-го Управление НКВД по Пинской области задержало 17 человек. Все присоединились к бендеровцам из идейных соображений еще в 1943 году. Первоначально они действовали на территории Волынской области Украины, но с ноября 1944-го находились на Пинщине. Чекисты определили трех вожаков банды: Игорь Прохоров, Степан Никонок, Петр Довгер.
На допросах Игорь Прохоров сообщил, что в Пинской области действует крупная, хорошо вооруженная группа УПА численностью до 250 боевиков. На ее счету десятки отнятых жизней. Оперативники узнали и о месте нахождения другой многочисленной банды в Столинском районе. Вскоре все преступники были уничтожены либо арестованы.
Чекистов интересовал смысл всей этой борьбы, ведь Беларусь и Украина уже освобождены, вот-вот падет Берлин и перспектив у анисоветчиков нет. Так тот же Прохоров заявил следующее: «после поражения Германии Англия и Америка объявят войну Советскому Союзу, и мы воспользуемся этим моментом для захвата власти на Украине и создания независимого украинского государства». Кстати, листовки с таким посылом распространялись на Белорусском Полесье.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Николай Ободовский: учитель, разведчик, герой Полесья
И вновь в боевом строю партизаны
Руководство Пинской области подготовилось дать решительный отпор националистам. 30 ноября 1944-го бюро Пинского обкома КПБ констатировало, что банды дезорганизуют работу сельских советов, уполномоченных райкомов и райисполкомов, сельского актива, срывают проводимые государственные хозяйственно-политические мероприятия и препятствуют проведению мобилизации.
В связи с этим принято несколько мер для эффективного противодействия бандеровцам и иным антисоветским формированиям, которые терроризируют область. Для помощи оперативным группам из Пинска высылались два катера: один на Днепро-Бугский канал, один на реку Припять в район Лахвы, Давид-Городка.
В областном центре – Пинске – решено в двухдневный срок сформировать из бывших партизан истребительный батальон численностью в 200 человек. Командиром утвердили Николая Федотова, бывшего начальника штаба партизанского соединения, комиссаром батальона – Павла Емельянцева.
Секретарь Пинского обкома КПБ Алексей Клещев призвал к полной мобилизации партийный, советский и комсомольский актив области. Не боялся сообщать в Минск правдивые данные по ситуации на местах и просить помощи у центра. Клещев оправдано считал, что только комплексный подход в борьбе с националистическими бандами даст положительный результат. Это – просветительская работа с населением, высокая организованность советско-партийных работников, всеобщее содействие местным чекистам и силовая поддержка из центра.
Постепенно ощущался результат. За 1944 год, после освобождения от нацистов, в Пинской области ликвидировали 13 групп бандеровцев, выявили 30 банд, убили и задержали 135 боевиков. С повинной явилось 60 участников ОУН-УПА.
Когда в родные края начали возвращается фронтовики, смелости у антисоветских банд поубавилось. Вылазки бандеровцев становились все реже и реже, их активно громили, но вплоть до начала 1950-х годов стычки продолжалась.
Дмитрий Кисель, магистрант исторического факультета
БрГУ им. А.С. Пушкина.
ЧИТАЙ ТАКЖЕ:
Ко дню освобождения Пинска. Отважный юнга