17-го сентября мы все вместе отпраздновали День народного единства. В связи с чем – пару мыслей вслух.
Торжество отсылает нас в 1920-е – 1930-е годы. Тогда наши предки вели борьбу против искусственного раздела народа – без малого два десятилетия Западная Беларусь находилась под польской оккупацией. Праздник связан с конкретной, судьбоносной датой – 17 сентября 1939 года Красная армия начала освободительный поход, вступив на территорию уже разгромленного гитлеровской Германией бывшего польского государства. В результате западнобелорусские земли, унизительно именуемые Варшавой «восточной окраиной», воссоединились с Советской Беларусью. Это позволило выстоять в годы Великой Отечественной войны, занять почетное место на международной арене, обрести независимость.
Уверен, вышеперечисленные факты хорошо известны соотечественникам и рассказать хочется не о событиях предшествующих осени 1939 года. Речь о самой истории Дня народного единства, долгому пути к нему и осмыслении важности появления такого праздника.
Шаг вперед и два назад
Впервые 17 сентября отметили на общереспубликанском уровне в 1940-м как День освобождения трудящихся Западной Беларуси от гнета буржуазии и помещиков. После войны официально праздновали включительно до 1949-го. Конечно, государство не предало забвению дату. В городах появлялись улицы названные именами деятелей движения за воссоединение Беларуси, но должных торжеств не проводилось. Все из-за политической целесообразности.
В Советском Союзе, на самых верхах, посчитали нехорошим жестом лишний раз «сыпать соль» на раны польской исторической памяти. К тому времени Польша, освобожденная от гитлеровцев советскими солдатами, стала важным политическим, экономическим и военным союзником СССР. Снисхождения были и внутри самой страны Советов. Так, руководство решило поскорее забыть о коллаборационизме в годы войны. Неудобно что ли было говорить об активном добровольном сотрудничестве ряда белорусов, украинцев и прибалтов с фашистами. Оттуда корни многих современных проблем…
Такой подход вполне понятен и обоснован. Союз искренне декларировал дружбу народов. Соответственно разговоры о всяких русских власовых, украинских бандерах, белорусских островских казались раздражающими. А ведь именно тогда, в эмиграции через мемуарную литературу тот же белорус Радослав Островский «лепил» из себя не прихвостня нацистов, а выдающегося педагога, общественного деятеля, радетеля за родной край. Вот и искажение прошлого…
Отчаянный крик за справедливость
Изменить положение дел попытались ветераны подпольного коммунистического движения на западно-белорусских землях. Они во главе с народным поэтом Максимом Танком 14 сентября 1989-го на заседании Минского городского комитета Компартии высказались за установление общественно-политического праздника – Дня воссоединения Западной Беларуси с Белорусской ССР. Датой выбрали 14 ноября. Именно в этот день в 1939-м на внеочередной III сессии Верховного Совета БССР подписали закон о принятии Западной Беларуси в состав БССР. В документе прописывалось: «Принять Западную Белоруссию в состав Белорусской Советской Социалистической Республики и воссоединить тем самым великий белорусский народ в едином белорусском государстве». Символизм и важность очевидны.
Через неделю, т.е. в конце сентября 1989-го, о предложении М. Танка и его товарищей по борьбе с польскими оккупантами знало руководство Коммунистической партии Беларуси. Дальше инициативу передали в высший законодательный орган Советской Беларуси. 11 января 1990 года Президиум Верховного Совета БССР издал указ, в котором говорилось: «Учитывая важное историческое значение в судьбе белорусского народа воссоединения 14 ноября 1939 года Западной Белоруссии с Белорусской Советской Социалистической Республикой, Президиум Верховного Совета Белорусской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ: Объявить 14 ноября Днем воссоединения Западной Белоруссии с Белорусской ССР.»
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но гремела перестройка – закат Советского Союза – надвигалось тяжелое время. Беларусь стояла на распутье. Создалась благодатная почва для популистов и болтунов. Некоторые «лидеры» договорились до того, что «в годы фашистской оккупации Беларусь пережила мощный национальный подъём» или из разряда басен «про советскую оккупацию Беларуси». Вовсю велась активная попытка развернуть белорусов против самих себя. Группа политических маргиналов стремилась заставить граждан плюнуть в свое прошлое, как это сделали многие на постсоветском пространстве. В таком виру искренний порыв Максима Танка и его поплечников, поддержанный на законодательном уровне, попросту остался незамеченным.
Поиски себя
Тридцать лет назад белорусы сделали свой выбор – самим строить свое будущее, сильную страну. Со второй половины 1990-х началось экономическое возрождение республики, что за собой потянуло и урегулирование проблем в остальных сферах. Больше внимания началось уделяться вниманию иным потребностям – материальным и нематериальным. Шли дискуссии о прошлом – абсолютно нормальная мировая практика. В этом деле главное не спешить и не переворачивать «с ног на голову». В общество вбрасывали разрушающие идеи, например, о литвинизме. Кратко: литвины – это граждане осознающие связь с Великим княжеством Литовским. Якобы они свободные, богатые духовно, а, мол, беларусы созданы искусственно во время вхождения наших земель в состав «кровавой» Российской империи. Поэтому на них ярлык рабов и стоит переименовать целый народ в литвинов. Такого бреда было достаточно. Все же не стоит забывать: термины «Белая Русь», «беларусы» появился задолго до самой Российской империи.
Постепенное возвращение 17-го сентября
Вопрос о необходимости отмечать 17-е сентября на должном уровне заметно актуализировался в 2009-м. Ряд граждан предложил праздновать дату хотя бы на региональном уровне, т.е. в Брестской и Гродненской областях. К идеи лояльно отнесся тогдашний глава Брестчины Константин Сумар.
В том же году Коммунистическая партия Беларуси, Общество ученых социалистической ориентации, Белорусский союз офицеров, а также ДОСААФ провели масштабную научно-практическую конференцию «17 сентября – День воссоединения белорусского народа». Ее участники единодушно высказались в поддержку возвращения 17 сентября в календарь государственных праздников. В адрес Президента Александра Лукашенко было направлено обращение с предложением объявить День единения белорусского народа.
Торжеств не состоялось. И все по той же причине, что и в Советском Союзе, – решили не теребить национальную память поляков.
Хоть в 2009-м на официальном уровне празднования не состоялось, но произошел определенный общественный сдвиг. В первую очередь темой активно занялись историки.
В 2014-м уже Либерально-демократическая партия Беларуси выпустила по этому поводу заявление, которое прозвучало не только в отечественных СМИ. Автору этих строк, как члену ЛДПБ, выпала возможность внести свои предложения в текст обращения. Между всего прочего в нем говорилось: «Сентябрь 1939 года — важное событие в сохранении единства этнических белорусских земель… Тема «горячая» до сих пор. Разные «политики» и «деятели» спорят: «Отмечать событие как государственный праздник, или нет?», «Как к этому историческому событию относиться в современных реалиях?» Всё просто. Либерально-демократическая партия, как политическая сила государственников, воспринимает сентябрь 1939 года как важное событие в сохранении единства этнических белорусских земель. Бесспорно, это судьбоносное событие для белорусской государственности…».
Время все рассудило
Очевидно, что четыре года назад произошла попытка устроить в республике разброд и шатание, аннулировать все достижения последних тридцати лет, внести смуту и расколоть общество. Свои маски окончательно сорвали и соседние страны – члены ЕС.
Тяжелая ситуация, но это опыт и при правильной оценке даже негативные явления позволяют сделать позитивные выводы. Минус вполне себе оборачивается в плюс. Наконец-то оформилась конкретная государственная историческая политика, которая полностью отвечает национальным интересам белорусов. Поставлена точка в заигрывании с национальной памятью, все вещи названы своими именами. Ведь переформатирование народа начинается с искажения его прошлого. И теперь, как бы кто, что и в какой точке мира не говорил про события осени 1939-го для нас, белорусов, это однозначно торжество исторической справедливости.
7 июня 2021 года указом № 206 Президент Александр Лукашенко объявил 17 сентября – Днем народного единства. Праздник напоминает о незыблемости белорусской нации и государственности, формирует чувство сопричастности к стране и судьбе каждого гражданина.
Дмитрий КИСЕЛЬ, магистрант исторического
факультета БрГУ им А.С. Пушкина.