Война — это судьбы многих стран и каждого человека в отдельности. На алтарь Победы принес свои жертвы весь народ. «Берлинский котел» устроили для гитлеровцев около 2,5 миллионов бойцов Красной Армии. И среди рядовых, с отвагой и благородной яростью шедших на смертельную схватку с врагом, был уроженец полесской деревни Новый Двор Григорий Коховец.
Для него, как и для многих земляков, с освобождением Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков в июле 1944-го война не завершилась. Партизаны и подлежащие мобилизации мужчины пополнили ряды Красной Армии. Фронт стремительно откатывался на запад, и на передовую все чаще попадали необстрелянные полешуки. Большинство из пропавших без вести наших земляков числились в подразделениях, воевавших в центральной Польше, Восточной Пруссии, Померании, земле Бранденбурга.
Возвращение домой
Григорию Афанасьевичу повезло. Он вернулся домой, где его ждала суженая Екатерина. Многочисленный род Коховцов стал еще больше. Младший сын Алексей Григорьевич живет в Оснежицах, где много лет проработал на нефтеперекачивающей станции, за добросовестный труд награжден Почетной грамотой Совета министров Республики Беларусь. У него хранятся отцовские документы, многочисленные по тем временам фотографии. Поводом посетить Новый Двор и семью Коховцов стала история, поведанная мне, тогда еще молодому корреспонденту, директором пинского музея В.Н. Курсовым. Он был военным журналистом, ветераном Днепровской флотилии. Водолаз-сибиряк дошел до Одера. Так что о том, как штурмовали Берлин, знал не понаслышке, впоследствии помогал искать материалы, связанные с Великой Отечественной войной.
Ключ из рейхстага
Наверное, если бы не Вениамин Николаевич, то позабылась бы история о красноармейце Г.А. Коховце, привезшем трофей из рейхстага. А дело было так. Во время взятия Берлина, Григорий Афанасьевич служил в передовых частях 1-го Белорусского фронта. За храбрость и смекалку был включен в штурмовую группу. Ворвавшись в помещение рейхстага, увидел в одном из залов немцев, пытающихся что-то сделать с массивным сейфом, застрявшим в развалинах. Решительный солдат обстрелял противника. Фашисты бросили тяжелую ношу, но в дверцах остался ключ. Документы в сейфе, несомненно, были важными, раз немцы пытались их то ли уничтожить, то ли вынести из окружения. Бумаги изъяли штабные работники. А уже ненужный ключ Коховцу разрешили взять себе.
- Отец бережно хранил его в коробочке, а затем знакомые из города уговорили передать ключ в музей, — завершает эту историю Алексей Григорьевич Коховец.

История в музее
Без малого пятьдесят лет этот ключ — экспонат Музея Белорусского Полесья. В старом здании музея по улице Ленина, он находится в экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне и на него непременно обращали внимание экскурсоводы. В книге поступлений музея нужная запись. Она была внесена в мае 1966 года: «Ключ от сейфа с секретными документами в Рейхстаге состоит из… Передан бывшим солдатом из дер. Новый Двор Григорием Афанасьевичем Коховцом, штурмовавшим в 1945 г. Рейхстаг». Примечательно, что это поступление сделано научным сотрудником музея Бояном Васильевичем Миролюбовым, весьма ответственным и скрупулезным исследователем. Кстати, после первых массовых перезахоронений останков павших освободителей Пинска от немецко-фашистских захватчиков им в качестве инспектора по охране памятников Пинской области был составлен список покоящихся в братской могиле воинов Красной Армии и Флота (1951 г.). Здесь содержится 78 фамилий.
Память о героизме
В Новом Дворе многим известно про ключ из рейхстага и о том, что он находится в музее. Сельчане рассказывают об этом как быль о своем воине-победителе, о сопричастности к памятным и героическим событиям. Однако, как выяснилось, ключ представляли непременно большим, похожим на амбарный — из рейхстага же ведь… По инициативе редакции газеты «Пiнскi веснiк» экспонат музея на некоторое время оказался среди родственников и земляков Григория Афанасьевича. Он предназначался, в первую очередь, для самого младшего из потомков Г.А. Коховца в Новом Дворе — правнучки Марины. Музейные работники получили возможность дополнить сведения о почившем в бозе ветеране.
Рядом со школой сельский погост. Участники музейной экспедиции пришли сюда поклониться праху фронтовика. Он прожил скромную жизнь. Его земной путь отмерен 87 годами… Из личных записей остались разве что пометки в книге «Память» Пинского района, вышедшей в свет за несколько лет до смерти ветерана. Как выяснилось, Григория Афанасьевича перепутали с однофамильцем (в Новом Дворе, действительно, Коховцов много), и его заслуги частично оказались у другого человека. Но ветеран отметил не это, а своих сверстников, друзей, которые, как и он, вернулись с войны победителями. Только по названиям медалей можно представить о том, что пришлось испытать и где побывать землякам: «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Японией», «За отвагу», «За боевые заслуги».
Вячеслав ИЛЬЕНКОВ.
Фото автора.