Уход за взрослыми и детьми, услуги, выполняемые домашними работниками, в век всеобщей занятости становятся востребованными видами деятельности. Иметь помощника по дому стало не роскошью, а острой необходимостью. Одновременно это возможность улучшить свое материальное положение для студентов, предприимчивых пенсионеров и тех, кого привлекает свободный график работы.
В соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, имеют право осуществлять следующие виды деятельности:
– уход за взрослыми и детьми;
– стирка и глаженье постельного белья и других вещей в домашних хозяйствах граждан;
– выгул домашних животных и уход за ними;
– закупка продуктов, мытье посуды и приготовление пищи в домашних хозяйствах граждан;
– внесение платы из средств обслуживаемого лица за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги;
– кошение трав на газонах;
– уборка озелененной территории от листьев, скошенной травы и мусора;
– сжигание мусора.
Физические лица, которые планируют осуществлять вышеперечисленные виды деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление с указанием конкретных видов деятельности, которыми они предполагают заниматься, а также периода и места осуществления деятельности. На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате. Ставки единого налога устанавливаются решениями областных и (или) Минского городского Советов депутатов. Так, ставка единого налога при оказании данных услуг в городе Пинске установлена в размере 20 белорусских рублей 83 копейки в месяц.
Гражданин, прежде чем приступить к началу осуществления деятельности, обязан уплатить рассчитанную налоговым органом сумму единого налога. Уплата единого налога будет производиться за те месяцы, в которых осуществляется деятельность.
Для отдельных категорий граждан предусмотрены льготы по единому налогу в размере 20% от установленных ставок единого налога:
– для плательщиков, достигших общеустановленного пенсионного возраста, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании документа, удостоверяющего личность, в котором указан возраст;
– для плательщиков-инвалидов, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, на основании удостоверения инвалида или пенсионного удостоверения, содержащего данные о назначении его владельцу соответствующей группы инвалидности и сроке, на который она установлена;
– для плательщиков – родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения многодетной семьи;
– для плательщиков – родителей (усыновителей), воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до восемнадцати лет, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг восемнадцатилетнего возраста, на основании документа, удостоверяющего личность, и удостоверения ребенка-инвалида.
За осуществление видов деятельности без уплаты единого налога предусмотрена административная ответственность в зависимости от характера правонарушения в виде штрафа.
Инспекция МНС Республики Беларусь по городу Пинску