4 C
Пинск
Суббота, 20 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Общество

Холокост на Пинщине: 75 лет назад в Пинске не стало двоих из троих горожан

  75 лет тому назад почти обезлюдел, осиротел наш город. Немецко-фашистскими оккупантами были уничтожены узники гетто. Таких трагических потерь Пинск не испытывал более трех столетий, и это была часть чудовищной оккупационной политики гитлеровского нацизма.

  Представители общественности, городского исполнительного комитета, городского Совета депутатов, еврейской общины возложили цветы к памятным знакам на местах массовых расстрелов и захоронений жертв в Козляковичах, на бывшем каролинском кладбище по улице Пушкина, в деревне Посеничи, в урочище Добрая Воля, где состоялся траурный митинг.

  Скорбь и печаль этого дня разделили с присутствующими председатель городского исполнительного комитета Андрей Владимирович Мулярчик, председатель городского Совета депутатов Александр Александрович Гордич, первый заместитель председателя Белорусского Союза еврейских общественных объединений и общин Борис Исидорович Герстен. Председатель районного Совета депутатов Иосиф Иванович Гузич в своем выступлении напомнил о злодеяниях фашистских захватчиков на Пинщине, а консул Генерального консульства Российской Федерации в г. Бресте Роман Евгеньевич Попков отдал должное подвигу и самопожертвованиям советского солдата-освободителя, положившего конец коричневой чуме. Экскурсовод и автор фильмов о трагедии пинского гетто Екатерина Геннадьевна Кудренок проникновенно рассказала о тех, кто той роковой осенью навсегда остался на поле, с которого всегда виден родной город. Цифры безвозвратных потерь имеют имена. Эстерка, Года, Ханна, Соня, мама Пиля… вы не вернетесь больше домой. 



  Совершается иудейская поминальная молитва в утешение от понесенной утраты и во спасение мира. И небо словно ответило земле, заплакав дождем…

  В траурную годовщину не только поминали погибших, но и говорили об уроках Холокоста: изучать, сопереживать, не допустить повторения. Как отметила на организованном горисполкомом семинаре-реквиеме заместитель председателя городского исполнительного комитета, депутат городского и областного Советов депутатов Марина Владимировна Ковалевская, такие печальные примеры, как пинская трагедия 1942 года, должны предостерегать людей и определять их мораль на поколения вперед. Беларусь — многонациональная страна, и в этом наша сила. Мы сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, шовинизма и национализма. Нужно помнить, какой ценой завоеваны мир и национальное согласие на нашей земле, подчеркнула выступившая.

  Их убивали по несколько раз: живыми и мертвыми. Вначале лишили права зваться людьми, растерзывали и расстреливали, а затем сжигали тела и распахивали пепел, пытались отнять память и могилу. Грабили не раз ограбленное гетто. Словно все было против них: стали чужими для своих и беспомощными перед врагами. Умирали безутешно, безучастно…

  Считается, что в годы Великой Отечественной войны погиб каждый третий житель Белоруссии. В Пинске не стало двоих из троих горожан. За несколько осенних дней произошло окончательное истребление части населения. Сколько бы лет ни прошло, мы будем обращаться к такому сравнению, чтобы попытаться осознать (до конца представить невообразимо) ужас разразившейся трагедии. Истребления продолжались с 29 октября по 2 ноября 1942 года, но еще в декабре действовал конвейер смерти. У опьяненных кровью палачей не сработала хваленая немецкая точность. Сколько было казненных… Счет шел на круглые тысячи. По современным оценкам погибло 18-20 тысяч, по советским источникам — 30 тысяч человек.



  Места массовых захоронений жертв фашизма окроплены кровью разных национальностей. Здесь оккупантами совершались расстрелы партизан, подпольщиков, военнопленных, тех, кто не был угоден «хозяевам нового порядка». После вторжения Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, ставшего началом второй мировой войны, в Пинск приехало немало евреев-беженцев с запада. Кроме того, гетто пополнили евреи из окрестных деревень. По этой причине есть разница в количестве жертв. В советское время было не принято разделять погибших по национальностям, они все считались советскими гражданами.

  …Пинское гетто оставалось последним, оно существовало в агонии отчужденности и безысходности, затравленное антисемитизмом. Захватчики с первых дней оккупации систематическим истреблением, голодом, рабским трудом подавляли у оказавшихся в их власти людей волю к жизни. Территория особого проживания была изолирована так, чтобы ряд домов, выходящих на улицы, был оставлен их жителями. Внешне все в городе выглядело спокойно, а за такими «фасадами» начиналась зона страданий. Каждый час 182 дней и ночей казался вечностью мук. Узники знали, что не стало евреев в Погост-Загородском, Лунинце, Столине, Городной, Логишине, Иванове… Разнесся слух, что на летном поле у Доброй Воли уже вырыты ямы. «Это для баков авиационного топлива, — успокаивали фашисты. — Работайте, работайте, великой Германии нужны хорошие работники». И все же несчастные надеялись выжить.
 
  В гетто решали: в последний момент поджечь, что удастся, и бежать. Но вышколенные ликвидационные команды действовали быстро и безжалостно. В направлении местности с красивым названием Добрая Воля следовали колонны. Ближе к аэродрому двигавшаяся масса, казалось, начинала светлеть — палачи приказывали пленникам раздеться. На холоде это унижение — последнее средство, использованное палачами, чтобы лишить своих жертв стремления к сопротивлению. Доносились глухие выстрелы. Появлялись просветы, а затем колонна исчезала, словно проваливалась под землю, на смену ей шла новая, вспоминают очевидцы. Их, как и тех, кто уцелел в аду, созданном на земле, были единицы. Считается, что при разных обстоятельствах выжило 42 узника гетто. Нашлись и те, кто, подвергая себя смертельному риску, дал шанс несчастным уцелеть. Пожалуй, уникальный случай: среди удостоенных почетного звания «Праведник Народов Мира» за спасение евреев в Пинске и Пинском районе были немецкий офицер и православный священник. Отвагу и мужество проявили пинские евреи-партизаны, воспрявшие духом после унижений и страданий.

С тех черных дней минуло 75 лет. Те, кто родился бы в то время, теперь стали бы пожилыми людьми, а взрослые почили, испив всю полноту жизни, оставив после себя счастливых внуков и правнуков. Но всего этого не произошло. Ни живые, ни погребенные не хотят забвения. Из праха павших, из каждой крупицы смешанной с ним земли, из взращенной на нем травы, из поднебесья, слышавшего их предсмертные голоса, доносится просьба: не забывайте нас, мы тоже пинчане, мы тут жили.



  Для торжества зла требуется немного — чтобы хорошие люди ничего не делали.

  Фото Вячеслава ИЛЬЕНКОВА
  Фото автора

Оставить комментарий

Похожие новости

О тарифах на электрическую энергию, отпускаемую населению в 2024 году

pv

Художники из Пинска завершили создание в Витебске первого в Беларуси эко-мурала

pv

Сергей СОЗОНЧУК: «Порядок нужен не проверяющим, а каждому из нас»

pv
ТГ канал