8 принципов построения хороших отношений

Общество

  Родителями не рождаются – ими по-настоящему становятся благодаря повседневному уходу за ребенком, постоянному эмоциональному вовлечению в его детскую жизнь. Какими мамами и папами мы будем для наших сыновей и дочерей зависит только от нас.

  Существует две системы коммуникации между взрослым и ребенком, которые функционируют параллельно. Первая – эмоциональный диалог – естественный и простой для осуществления: общение лицом к лицу с ребенком, обмен взглядами, выражениями лица, звуками, жестами, касаниями – все это является непременным условием для развития у ребенка доверия и привязанности.

 Вторая система коммуникации называется посредническим диалогом, в котором взрослый действует как интерпретатор, удовлетворяющий естественное любопытство ребенка узнать больше о мире. Путем такой коммуникации дети постепенно развивают компетенцию и опыт, необходимые им для адаптации к требованиям общества.

  Искреннее общение, обеспечивающее крепкую связь между родителями и ребенком, строится на 8 принципах хорошего взаимодействия.

  Принцип 1. ЛЮБОВЬ

  ПРОЯВЛЯЙТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ, ПОКАЖИТЕ, ЧТО ВЫ ЛЮБИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА

  Даже если малыш еще не понимает обычную речь, он может, тем не менее, воспринимать эмоциональное проявление любви и равнодушия, радости и печали.

  Для развития у ребенка чувства уверенности очень важно показывать ему, что вы его принимаете: держите его с любовью на руках, улыбайтесь ему, выражайте по отношению к нему позитивные чувства, говорите мягко и с доверительной интонацией.

  Принцип 2. ИНИЦИАТИВА

  ПОДСТРАИВАЙТЕСЬ ПОД РЕБЁНКА И СЛЕДУЙТЕ ЕГО ИНИЦИАТИВЕ

  В общении с ребенком важно обращать внимание на ситуацию, в которой он находится, на его желания, намерения, его телесный язык, а затем попытаться подстроиться и следовать тому, чем он занят. В таком случае он будет чувствовать, что вы заботитесь о нем и реагируете на его инициативу.

  Также для развития ребенка важно, чтобы в разумных пределах он следовал

своей собственной инициативе, а не инициативе взрослого.

  Принцип 3. НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ

  ГОВОРИТЕ С РЕБЁНКОМ О ТОМ, ЧЕМ ОН ЗАНЯТ И ПЫТАЙТЕСЬ УСТАНОВИТЬ С НИМ

«НЕВЕРБАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ»

  Уже сразу после рождения малыша можно добиться эмоционального диалога с ним путем контакта глаз, улыбок, обмена жестами и проявления удовольствия и радости. Если вы будете сопровождать положительными комментариями то, что делает ребенок или что его занимает, он «ответит» радостными звуками. Во время такого раннего эмоционального «разговора» родитель и малыш попеременно вступают в диалог, который важен для будущего контакта с ребенком и для развития у него речи.

  Принцип 4. ПОХВАЛА

  ХВАЛИТЕ РЕБЁНКА И ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ЕГО В ТОМ, ЧТО ЕМУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ

  Для развития у детей чувства уверенности в себе и активности очень важно, чтобы кто-то давал им возможность почувствовать самоценность и компетентность. Вы сможете это сделать, если будете реагировать позитивно и поддерживать то, что делает ребенок, объясняя ему, почему это было сделано хорошо.

  Принцип 5. КОНЦЕНТРАЦИЯ

  ПОМОГАЙТЕ РЕБЁНКУ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ

  Маленьким детям необходима помощь в концентрации внимания, и вы можете помочь ребенку в этом, привлекая его внимание к предметам окружающего мира. Можно просто сказать: «Посмотри сюда!» – и таким образом указать ребенку на то, что он должен заметить. Без взаимного опыта восприятия предметов окружающего мира трудно говорить или общаться друг с другом. Часто бывает так, что ребенок занят одним, а родители – другим. Но именно взаимное внимание является необходимым условием хорошего контакта и общения.

  Принцип 6. ЗНАЧЕНИЕ

  ОПИСЫВАЙТЕ ТО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ И ВОСПРИНИМАЕТЕ ВМЕСТЕ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ, ВЫРАЖАЯ ПРИ ЭТОМ ЭМОЦИИ И ВООДУШЕВЛЕНИЕ

  Чтобы воспринимать окружающий мир осмысленно, дети нуждаются в руководстве и управлении. Придавайте значение опыту вашего ребенка, называя предметы и подробно описывая их. Делайте это с воодушевлением. В результате описания и эмоциональных реакций по поводу того, что вы вместе воспринимаете, опыт будет «выделен», и ребенок его запомнит как нечто важное и значительное. 

  Принцип 7. РАСШИРЕНИЕ

  РАСШИРЯЙТЕ ОПЫТ ВОСПРИЯТИЯ МИРА РЕБЁНКА ПУТЕМ ОБЪЯСНЕНИЙ, СРАВНЕНИЙ И АССОЦИАЦИЙ

  Это может быть сделано, например, путем сопоставления ситуации в настоящий момент с тем, что ваш ребенок воспринимал ранее. «Ты помнишь, когда мы были у… ?» или можно сопоставить ситуацию с чем-то, что произойдет в будущем. Когда малыш подрастет, ему можно задавать вопросы, указывать на сходства и различия, считать и т.д. Также можно расширить опыт, связав ситуацию со сказкой, можно спеть песню, нарисовать рисунок, разыграть сценку, станцевать либо выразить это как-то по-другому. Все это важно для интеллектуального развития ребенка.

  Принцип 8. РЕГУЛЯЦИЯ

  РЕГУЛИРУЙТЕ ПОВЕДЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА ПОЗИТИВНЫМ ОБРАЗОМ

  Детям необходима помощь в развитии их самоконтроля и способности разрабатывать планы и выполнять их. Важно установить четкие границы дозволенного и недозволенного поведения. Если малыш делает что-то, чего нельзя, предложите положительную альтернативу в виде другой деятельности. Когда он станет старше, объясните, почему некоторые вещи делать нельзя, а не говорите: «Этого не делай…, того не делай…». Руководите действиями вашего ребенка позитивным образом, планируя их шаг за шагом до достижения цели, максимально позволяя ему быть ведущим. Если ребенок «застрял», помогайте намеками в отношении следующего шага, но не делайте ничего вместо него. Таким способом вы поможете вашему ребенку освоить новый вид деятельности, который он впоследствии сможет выполнить без вашей помощи.

  Подготовила Елена ДОБРОВОЛЬСКАЯ

  P.S. Редакция «ПВ» благодарит центр дружественный подросткам и молодежи «Надежда» за содействие и помощь в подготовке материала



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *