Аутизм – это заболевание, которое обычно проявляется в течение первых трех лет жизни и причины которого пока до конца не изучены. Страдающие аутизмом дети характеризуются чрезмерной самоизоляцией, всепоглощающим пристрастием к однообразию, неспособностью перенять общепринятые способы поведения в обществе, вступать в контакт или общаться с другими людьми естественным и значимым образом. Часто у детей с аутизмом наблюдается задержка речевого развития. Дети с аутизмом, как правило, хорошо сложены физически и очень привлекательны. Большинство детей с аутизмом внешне абсолютно не отличаются от других детей, но их поведение разительно отличается от поведения их сверстников. Они могут часами сидеть, уставившись в пространство, не обращать внимания на окружающих, заниматься повторяющимися действиями с предметами без видимой цели (например, крутят что-либо в руках и т.д.). Они часто подвержены неконтролируемым и необъяснимым истерикам. Ребенок, страдающий аутизмом, традиционно описывается, как живущий в стеклянном шаре, или в своем собственном мире.
Аутизм встречается у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Аутизм не знает расовых, национальных или социальных границ.
Некоторые дети обнаруживают симптомы аутизма в раннем младенчестве. У других они могут проявиться к 3 годам. Проявление синдрома аутизма изменяется в зависимости от возраста и уровня развития. Есть много поведенческих характеристик, используемых для описания людей с аутизмом; наиболее общими из них являются:
1. Нарушение развития социальных навыков:
Дети с аутизмом:
– игнорируют существование и чувства окружающих их людей – даже своих родителей;
– не пытаются найти в других утешения, когда им плохо; не чувствуют необходимости поделиться с другими своими проблемами;
– не способны подражать, или же подражают другим людям механически, без всякой связи с ситуацией;
– не способны завязать дружеские отношения с ровесниками, а если и вступают в такие отношения, то ведут себя неестественно.
2. Нарушения развития речевой и неречевой коммуникации:
– отсутствие общения через жесты и мимику; часто отсутствие речи;
– избегают смотреть в глаза собеседнику, не улыбаются на обращенную к ним речь; не здороваются с родителями, гостями;
– нарушение речи по форме и содержанию: странность в использовании слов и фраз, механическое повторение услышанных когда-то фраз без отношения к данной ситуации;
– неспособность начать и поддержать беседу с другими, хотя речь и нормальная.
3. Нарушения в развитии игры и воображения; ограниченный круг интересов и действий:
Дети с аутизмом:
– ведут себя отчужденно, нервно, крайне неестественно; часто имеют отсутствующий, устремленный в себя взгляд;
– предпочитают уединение, играют сами с собой; не умеют играть в ролевые игры; других детей используют в игре только механически;
– обнаруживают отсутствие воображения и интереса к воображаемым событиям;
– проявляют стереотипные движение тела (хлопает руками, крутит предметы, трясет головой и т.д.)
– настойчивое внимание к частям предметов (например, обнюхивание предметов, постоянное постукивание, ощупывание, поглаживание предметов, верчение колес игрушечного автомобиля и т.д.);
– тяготение к определенным предметам, настойчивое требование иметь всегда определенный предмет в руках;
– ограниченный круг интересов и концентрация на чем-то одном (например, выстраивание предметов в линию);
– настойчивое требование придерживаться точного повторения одних и тех же действий, ритуальность;
– проявление неудовольствия или истерики при изменениях в окружающей обстановке.
Ни один ребенок не имеет всех этих характеристик вместе, или же не имеет всех их в одно и то же время (симптомы меняются с возрастом и умственным развитием). Необходимо отметить, что у людей с аутизмом неровное развитие, что может позволить им быть талантливыми в узкой области, например, в музыке или математике, тогда как у них может быть большой дефицит в умениях, связанных с повседневной жизнью. В целом аутизм характеризуется нарушением в развитии мыслительных, социальных, речевых/языковых умений и ненормальной реакцией на ощущения: зрение, слух, осязание, реакция на боль и т.д.
При ранней диагностике и своевременной начатой коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко – и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Способность победить любой недуг – это вера в успех, терпение, целеустремленность и, самое главное, любовь к своему ребенку.
Подготовила Анастасия ЯНУШКО,
детский врач-психиатр