4 C
Пинск
Пятница, 19 апреля, 2024
Пiнскi Веснiк
Культура

В 2019 году мы празднуем Старый Новый год в сотый раз

  В череде столетних юбилеев и памятных дат официального календаря один праздник стоит особняком. Это так называемый старый Новый год. 

  Хотя, на первый взгляд, абсурдность самого выражения очевидна, на самом деле этот день не забывают, во всяком случае, считают особым поводом для выражения радости, проявления веселья. И теперь, когда вот-вот минуют первые недели 2019 года, с 13 на 14 января старый Новый год в сотый раз постучится в двери. У этой традиции тоже есть свое начало. Как и многое пришедшее к нам из ХХ века, старый Новый год можно назвать событием, рожденным революцией, разрубившим гордиев узел одной хронологической коллизии.

  Календари составляют люди, наблюдая за окружающим миром, чаще всего за солнцем и луной, и не всегда оказываются точны в оценке явлений вселенского масштаба. Постепенно выяснилось, что юлианский календарь, принятый в Римской империи и впоследствии адаптированный к эре «от Рождества Христова», разнился с астрономическим годом с погрешностью в одни сутки за каждые 128 лет. В 1582 году папа римский Григорий XIII ввел необходимую коррекцию, положив начало нового, так называемого григорианского стиля. Тогда его приняли большинство стран христианского мира, и он стал самым распространенным.

  В числе первых, кто ввел григорианский календарь, было Великое княжество Литовское. Однако спустя два столетия, с разделом Речи Посполитой и вхождением ее восточных земель в состав Российской империи, ситуация изменилась.

  С крещением Руси держава восточных славян переняла византийское летоисчисление. Лишь указом Петра I была введена эра «от Рождества Христова»: 7208 год «от сотворения мира» заменен на 1700 год н.э. Впрочем, Русская Православная Церковь решительно сохранила дореформенную систему счета времени со сменой года в сентябре.

  Таким образом, в начале ХХ века разница между календарем в Российской империи, в состав которой входила и Пинщина, и григорианским составляла 13 суток.

  На земном шаре время в странах отличается, и разница достигает порой до 24 часов (есть исключения и до 26 часов). И то, пересекая границы, мы испытываем неудобства. Тогда же целая страна «отстала» на две недели. Советской властью, декретом совнаркома, был введен общепринятый григорианский гражданский календарь. Все было сделано решительно, по-революционному, без всяких переходных периодов: после 31 января 1918 года объявлялось не первое, а 14 февраля. Соответственно, Новый 1919 год оказался на своем месте, а его прежняя дата должна была, казалось бы, позабыться за ненадобностью. Тем не менее, старый Новый год превратился в самостоятельный праздник. Особенно это стало заметно в последние советские десятилетия, когда «допраздновать» самый любимый праздник помогало телевидение, повторявшее на старый Новый год лучшие новогодние передачи. Было принято вновь садиться за праздничные столы, включать иллюминацию и достигать состояния новогоднего «дежавю».

  Но сохранить старый Новый год помогли православные традиции. Сыграло на руку то обстоятельство, что на время смен систем летоисчисления разница составляла именно 13 дней. На 1 января по старому стилю или на 14-е по новому приходятся такие великие праздники, как Обрезание Господне и память о святителе Василии Великом, предшествующие Святому Богоявлению, Крещению Господну. Это очень важные события евангелической истории.

  В народном земледельческом календаре накануне Нового года отмечалась Щедруха – с богатой кутьей, потому что ужин в этот  день, в отличие от постной кутьи на Коляду, должен быть щедрым. Было принято также хорошо одаривать тех, кто приходил поздравить с праздником – щедровать. Все это происходило после Рождества и Коляд. Когда же новолетие оказалось 1 января, то щедровать на Новый год до Рождества стало бессмысленно, но праздник вместе с календарем передвинулся на 13 января, хотя и перестал быть по-настоящему новогодним. Сейчас это замечательный фольклорный обычай.

  Для верующих же людей старый Новый год имеет особое значение: его-то они могут праздновать от души, ведь закончился предрождественский пост. Вполне логично, когда наступает Рождество, то с ним и Новый год — начало новой эры от Рождества Христова, не наоборот. Кстати, с 2100 года разница действующих календарей составит 14 дней, соответственно, с 2101 года Рождество и старый Новый год будут отмечаться на день позже.

  Впрочем, как все будет, знает только Бог. Теперь люди переосмысливают свое место в системе мироздания и больше руководствуются своими удобством и выгодой, чем духовным опытом столетий. Вполне серьезно обсуждается возможность установления универсальной всемирной даты Рождества – 1 января. А пока Новый год встречаем дважды. И даже трижды, если учесть появившееся у нас веяние восточного или китайского календаря – лунного календаря животных. Ну что ж, как говорится, чем больше хороших праздников, тем лучше.

  Одними из первых, кто записал народные традиции поле- шуков, были в ХIХ веке православные священники. Так, Дмитрий Булгаковский служил на Пинщине и издал под эгидой императорского русского географического общества в Санкт-Петербурге непреходящий по значению этнографический сборник «Пинчуки» (1890 г.). В нем, в частности, приведены традиции празднования Нового года и щедрицкие приметы, обычаи и песни, в том числе вождение козы. Хозяева наблюдали за погодой, домашними животными, пытаясь определить по приметам, какими будут урожай и благосостояние в доме. Девушки были заняты гаданиями на суженого.

  «Щедровать или идти в щедрец — ходить по селу с поздравлением, при пении песен. Порядок тот же самый, что и при колядовании. Кроме колядников, ходит по селу другая партия молодежи — с козою. Выбирается расторопный парень, которого наряжают в тулуп, вывернутый вверх шерстью, привешивают бубенчики и при всем этом прицепляют деревянную маску. Подойдя под окно, один из такой партии прежде всего поздравляет хозяина, всю его семью, затем начинается пение песен при пляске козы. Шутки сопровождающей молодежи и неумолкаемая скрипка составляют для пинчука доморощенный водевиль, которым он от души бывает довольным.

 Тоби, пане, щедрец, а нам коубасы конец;
  Пристав стремынку да лизь по солонынку;
  Мало, невеличко одрижь по самое лычко».

  «На Щедрец обвязывают деревья перевяслом, чтобы было столько плодов, сколько в снопу зерен. Женщины мотают нитки в клубки, чтобы уродил картофель. Зажигают вечером восковую свечу, чтобы побольше было меду и воску. По звездам узнают о приплоде скота.

  Девушка ходит на свой двор, набирает щепок в передник. Четное число — значит ей скоро быть в паре. Кладут под блюдо головные чепцы, бисер и ключи; предметы эти кладет одна из девушек, а все остальные поодиночно приходят из своих сеней и берутся за одно или другое блюдо. Если под блюдом чепчик, то замуж выйдет, а если бисер, то будет плакать весь год; ключи означают богатство замужней жизни. После ужина выметают избу и сор выносят в каком-то сосуде в сад или во двор и садятся на сосуд в ожидании собачьего лая: с какой стороны услышат, с той ожидать жениха».

  Вячеслав ИЛЬЕНКОВ
  Фото автора

Оставить комментарий

Похожие новости

“Пинск: волшебство искусства в сердце истории”

pv

Мировые рок-хиты в исполнении концертного оркестра духовой и эстрадной музыки под управлением Михаила Агиевича

pv

“Парохонская ГДШИ: Участие в программе “В будущее с надеждой” – перспективы развития талантливых детей”

pv
ТГ канал